Про оферту простыми словами

Что такое оферта

Оферта — это предложение заключить договор. Оферта может выглядеть по-разному, например:

  • Страница в интернет-магазине с разделами о заказе, доставке и оплате компьютеров.
  • Плакат в салоне красоты с перечнем услуг и цен.
  • Фото одежды в соц.сетях с размерами и ценниками.
  • Письмо по электронной почте с предложением рекламных услуг со скидкой.
  • Надпись на меловой доске перед кофейней «Кофе за 100 рублей с 7 до 9 утра».

В нашем случае публичной офертой является Пользовательское соглашение и Условия использования отдельных сервисов, которые являются неотъемлемой частью этого Пользовательского соглашения и размещаются в разделе «Документы».

Главное — в оферте проговариваются существенные условия договора. В сам договор оферта превращается в момент её акцепта.

Акцепт — это согласие на договор. Акцептом может быть любое действие клиента, в описанных законом рамках, а именно статьёй 438 ГК РФ, например:

  • простановка галочки в поле согласия при регистрации в Личном Кабинете;
  • проведение оплаты выставленного за услугу счёта;
  • и любое другое действие, которое можно характеризовать как однозначное принятие предложения (оферты).

Оферта + акцепт = договор. Бумага, подписи и печати не нужны. После акцепта обе стороны обязаны исполнить договорённость, а менять что-то на ходу уже нельзя. Если дойдёт до спора, будут действовать правила из закона для конкретного вида договора.

Дополнительные примеры заключения договоров через акцепт оферты для понимания:

  • Покупатель перевёл электронный платёж за ноутбук → заключили договор купли-продажи.
  • Пользователь скачал программу → заключили лицензионный договор.
  • Мужчина записался на стрижку бороды → заключили договор на услуги.
  • Женщина написала в соц.сети: «Готова купить эту кофту» → заключили договор купли-продажи.
  • Клиент написал в ответ на рекламное электронное письмо, что готов сотрудничать → заключили договор на услуги.
  • Человек купил годовой абонемент в зал → заключили договор на услуги.
  • Посетитель протянул денежную купюру в кофейне со словами «мне кофе» → заключили договор купли-продажи.

Важно! Акцепт должен быть безоговорочным. Если клиент в переписке обозначает, что хочет дополнительных условий: изменить конфигурацию, длительность или состав услуги, то это не акцепт и договор не состоялся. Дальнейшая переписка ни к чему не обязывает. Однако, если клиент соглашается, но уточняет в переписке реквизиты или исправляет опечатки, то такие мелочи не влияют на акцепт. В данном случае считается, что договор заключили.

Молчание и полное бездействие — акцептом не являются. Другими словами: если клиент не отвечает или не переводит деньги, то договор заключённым не является.

При этом отозваться на оферту можно в том числе через конклюдентные действия. Клиент может не написать чёрным по белому «да, согласен», а сразу начать исполнять договор на предложенных условиях. То есть показать своим поведением, что согласен. Примеры таких конклюдивных действий:

  • привезти сервер для размещения в дата-центре;
  • прислать материал для анализа;
  • встать в очередь за кофе.

Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой

Есть два варианта, когда всё-таки требуется бумажный договор с подписями. Вот эти случаи:

  1. Если клиент получает нетиповую услугу. К примеру, если клиенту необходимы услуги системного администрирования размещаемых им у хостинг-провайдера серверов, в рамках, превышающих предоставляемые в стандартных тарифных планах и за другие деньги. В таких случаях стандартные условия оферты не подойдут. Для защиты от споров лучше составить договор с индивидуальными условиями: количество часов работы в период времени, перечень используемого программного обеспечения, доступы и авторизованные лица, порядок прекращения предоставления услуги и так далее.
  2. Если по закону договор нужно составить в виде одного документа. Обычно такое практикуется при аренде или продаже недвижимости, либо в корпоративных договорах между участниками ООО.

Публичная и непубличная оферта

Оферты бывают двух видов, которые зависят от цели: заключить договор со всеми желающими или с конкретным лицом.

Публичная оферта — это предложение заключить договор с любым желающим отозваться на это предложение. Особенность публичной оферты состоит в том, что клиенту нельзя отказать без законной причины. Предлагающая сторона обязана продать смартфон, налить кофе, подстричь любого потребителя, если уже предложила эту услугу всем желающим. За дискриминацию по здоровью и возрасту можно даже получить штраф по ст. 14.8 КоАП РФ.

При этом указать в публичной оферте про скидку для определённых клиентов — совершенно законно. Например, для студентов, многодетных, оптовиков или владельцев скидочных карт.

Непубличная оферта — это предложение конкретному лицу. Отозваться на непубличную оферту может только адресат. Сообщение клиенту в переписке с предложением сервера определённой конфигурации и стоимости — непубличная оферта. С остальными предлагающая сторона не обязана сотрудничать за эти деньги на тех же условиях, потому что не предлагала и не обещала.

Для реализации основных услуг и функций нашего сайта, а также для сбора данных о том, как посетители взаимодействуют с нашими сайтом, продуктами и услугами, мы применяем различные инструменты, включая файлы cookie. Нажимая «Принимаю», вы соглашаетесь с текущими правилами и условиями использования сайта и даете разрешение на использование этих данных. В противном случае, пожалуйста, покиньте сайт.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: